Плоскостопие

Что это?

Плоская стопа (синдром пронатора) является рецидивирующей патологией у детей и, если ее не корректировать, со временем может повлиять на осанку и походку. Плоскостопие - это клиническая ситуация, при которой стопа имеет тенденцию к пронации, т.е. западанию внутрь, а задняя стопа, наоборот, разворачивается наружу. Колено тоже подвержено влиянию ненормального положения стоп и становится скрученным, изменяя правильную анатомическую ось. Плоскостопие у детей может быть физиологическим и самопроизвольно исправляться по мере роста. Когда это не так, аномальное выравнивание приводит к появлению болезненных симптомов, и, если консервативная терапия не поддается лечению, необходима хирургическая коррекция.

Каковы симптомы заболевания?

Пациент, страдающий синдромом пронатора, имеет так называемую "плоскую стопу", характеризующуюся вальгусом заднего отдела стопы и пронацией стопы, отсутствием подошвенного свода. Эта картина часто сопровождается болью и функциональными ограничениями, ходьбой с развёрнутыми стопами. Необходимо также обратить внимание на осевые отклонения колена (вальгус) и большого пальца ноги.

Пронационно-вальгусная стопа может быть гибкой, когда плоскостопие можно исправить упражнениями для активизации мышц (ходьба на цыпочках или пятках), или жесткой, когда свод стопы не раскрывается при этих маневрах.

  • Пронация стопы
  • Вальгус задней стопы
  • Отсутствие подошвенной дуги
  • Боль
  • Функциональное ограничение
  • Повышенная частота вальгуса колена
  • Повышенная частота встречаемости hallux valgus
  • Экстраруотальная походка

Как диагностируется?

Часто пациента направляет к ортопеду лечащий педиатр, который замечает испорченность стоп юного пациента, сохраняющуюся после 5-6 лет. Основополагающим является клиническое обследование, как в положении пациента стоя, так и в положении лежа, которое позволяет отличить гибкую плоскую стопу от жесткой плоской стопы. Инструментальным исследованием выбора является рентгенограмма стоп в двух проекциях, с помощью которой можно оценить взаимоотношения между костями стопы и любые изменения (пяточно-скафоидный синостоз).

Рекомендуемая диагностика

Как лечится?

В первые годы жизни при наличии плоскостопия рекомендуется стимулировать упражнения для активизации мышц, поддерживающих подошвенный свод, и избегать обуви на плоской подошве, отдавая предпочтение антипронаторной обуви (бегового типа). Ближе к концу роста пациент должен быть повторно обследован для наблюдения за развитием ситуации и возможной необходимостью корректирующего вмешательства. На самом деле это показано на завершающем этапе роста, особенно если боль и скованность связаны с плоскостопием. У большинства пациентов, которым проводится операция, методом выбора является синус-артроз лодыжки (эндортез).

Предлагаемые варианты лечения

Где мы это лечим?

В Группе Сан-Донато Вы найдёте специалистов по Плоскостопие в отделениях:

Вы заинтересованы в лечении?

Свяжитесь с нами, и мы позаботимся о Вас.

Flatfoot

What is it?

The flat foot (pronator syndrome) is a recurrent pathology in children and, if not corrected, may over time affect the posture and gait. The plateau is a clinical situation in which the foot tends to pronate, that is to fall inside, with the hindfoot that, on the contrary, is valgized bringing itself outside. Even the knee conditioned by the abnormal position of the feet is evaluated by varying the correct anatomical axis. Flat feet can be physiological in children and undergo spontaneous correction as they grow. When this is not the case, the abnormal structure gives rise to painful symptoms and, if not amenable to conservative therapy, surgical correction is necessary.

Which are the symptoms?

The patient with pronator syndrome has what is commonly referred to as "flat foot", characterized by hindfoot valgus and pronation of the foot, and absence of the plantar arch. Often this picture is accompanied by pain and functional limitation, and walking with extra-rotated feet. Axial deviations of the knees (valgus) and the big toe should also be investigated.
The pronated foot valgus can be flexible, when the flatness is correctable with exercises of activation of the muscles (walking on tiptoes or heels), or rigid, when the plantar arch is not highlighted with these maneuvers.

  • Foot pronation
  • Hindfoot valgus
  • Absence of plantar arch
  • Painfulness
  • Functional limitation
  • Increased incidence of knee valgus
  • Increased incidence of hallux valgus
  • Extraruotal gait

How is it diagnosed?

The patient is often sent to the orthopedist by the attending pediatrician who observes the spoiled attitude of the young patient's feet persisting beyond 5-6 years of age. Fundamental is the clinical examination, both with patient standing and in supine position, which allows to distinguish the flexible flat foot from the rigid flat foot. The instrumental examination of choice is the radiography of the feet in load in 2 projections, with which it is possible to assess the relationships between the bones of the foot and any alterations (calcaneal scaphoid synostosis).

Suggested exams

How is it treated?

In the first years of life, in the presence of flat feet, it is recommended to stimulate exercises to activate the muscles that support the arch of the foot and avoid flat-soled shoes, preferring anti-pronatory shoes (such a shoes for running). Towards the end of growth, the patient should be re-evaluated to observe the evolution and the eventual need for corrective intervention. This, in fact, is indicated in the terminal phase of growth, especially if the flat foot is associated with pain and stiffness. In most patients who undergo surgery, the technique of choice is sinus arthrorisis (endorthesis).

Suggested procedures

Where do we treat it?

Within the San Donato Group, you can find Flatfoot specialists at these departments:

Are you interested in receiving the treatment?

Contact us and we will take care of you.