Синдром раздраженного кишечника (СРК)

Что это?

Синдром раздраженного кишечника (СРК) - это функциональное расстройство пищеварительного тракта, характеризующееся хроническими болями в животе и изменениями в работе кишечника. Лишь небольшая часть пострадавших пациентов нуждается в медицинской помощи. Примерно 40% людей, отвечающих диагностическим критериям, не получают официального диагноза. СРК является причиной прогрессирующего увеличения расходов на здравоохранение и второй по распространенности причиной невыхода на работу. Он также часто ассоциируется с другими заболеваниями, включая фибромиалгию, синдром хронической усталости, гастро-эзофагеальную рефлюксную болезнь, функциональную диспепсию, некардиальную боль в груди и различные психические расстройства.

Причины и факторы риска

СРК характеризуется хронической болью в животе, локализация и частота которой очень изменчива, а ее улучшение или ухудшение обычно связано с эвакуацией. Эмоциональный стресс и прием пищи могут усугубить симптомы. Изменения в работе кишечника могут быть диарейными, запорными или и теми, и другими, а опорожнения - суточными, неэметичными и часто предваряются чувством срочности или неполного опорожнения.

·         Боль в животе

·         Запор и/или диарея

·         Позывы к дефекации

·         Тенезмус

·         Чувство неполной эвакуации

Каковы симптомы заболевания?

Первым диагностическим шагом является исключение любой основной органической патологии. В дальнейшем, учитывая отсутствие специфических биологических маркеров, диагноз ставится на основании клинических симптомов с использованием критериев Рим IV, согласно которым СРК определяется как наличие рецидивирующей абдоминальной боли, присутствующей, по крайней мере, один день в неделю в течение последних трех месяцев, связанной с двумя или более из следующих критериев: связь с эвакуацией, с изменением частоты эвакуации или консистенции стула. На основании того, как пациент сообщает о типе испражнений, можно выделить четыре подтипа СРК: диарейный, запорный, смешанный и неклассифицированный вариант.

·         Исключение органических патологий

·         Критерии Рима IV

Как диагностируется?

Краеугольным камнем терапии СРК являются прочные отношения между врачом и пациентом и непрерывность лечения. У пациентов с легкими, периодическими симптомами, которые не ухудшают качество жизни, первоначальный терапевтический подход заключается в изменении диеты и образа жизни. В частности, рекомендуется избегать лактозы, глютена и бобовых, проводить аллергопробы, соблюдать диету с низким содержанием ферментируемых моно-ди-полисахаридов и полиолов (FODMAP) и увеличить физическую активность. Если клиническое улучшение не наступает, существует ряд фармакологических вмешательств, доступных для различных подтипов СРК. При запорах можно принимать растворимую клетчатку (псиллиум), полиэтиленгликоль или такие препараты, как лубипростон, линаклотид, плеканатид и тегасерод. При диарейном варианте, помимо классических противодиарейных препаратов (лоперамид, холестирамин), можно использовать алосетрон, спазмолитики, трициклические антидепрессанты в низких дозах и неабсорбируемые антибиотики (рифаксимин). Все эти препараты должны выбираться на основе типа пациента и клинического ответа, с большой терапевтической индивидуализацией.

Рекомендуемая диагностика

Где мы это лечим?

В Группе Сан-Донато Вы найдёте специалистов по Синдром раздраженного кишечника (СРК) в отделениях:

Вы заинтересованы в лечении?

Свяжитесь с нами, и мы позаботимся о Вас.

Irritable bowel syndrome (IBS) 

What is it?

Irritable bowel syndrome (IBS) is a functional disorder of the digestive tract characterized by chronic abdominal pain and changes in intestinal tract function. Only a small part of the affected persons need medical care. Approximately 40% of people who meet diagnostic criteria do not receive an official diagnosis. IBS is the cause of a progressive increase of health care costs and the second most common cause of absenteeism. It is also often associated with other diseases, including fibromyalgia, chronic fatigue syndrome, gastro-esophageal reflux disease, functional dyspepsia, non-cardiac chest pain and various mental disorders.

Causes and risk factors

IBS is characterized by chronic abdominal pain, the localization and frequency of which is very variable, and its improvement or deterioration is usually associated with evacuation. Emotional stress and eating can worsen the symptoms. Changes in bowel function can be diarrheal, constipated, or both, and emptying can be diurnal, non-emetic and is often preceded by a sense of urgency or incomplete emptying.

·         Abdominal pain

·         Constipation and/or diarrhea

·         Urge to defecate

·         Tenesmus

·         Feeling of incomplete evacuation

Which are the symptoms?

The first diagnostic step is to exclude any underlying organic pathology. Later on, with account of the absence of specific biological markers, the diagnosis is made on the basis of clinical symptoms using the Rome IV criteria, according to which IBS is defined as the presence of recurrent abdominal pain at least one day a week for the last three months, connected with two or more of the following criteria: association with evacuation, a change in the frequency of evacuation or stool consistency. Based on how the patient reports the type of bowel movements, four subtypes of IBS can be distinguished: diarrheal, constipated, mixed or unclassified variant.

·         Exclusion of organic pathologies

·         Rome IV criteria

How is it diagnosed?

The cornerstone of IBS therapy is a strong doctor-patient relationship and continuity of treatment. In patients with mild, intermittent symptoms that do not impair the quality of life, the initial therapeutic approach is to change the diet and lifestyle. In particular, it is recommended to avoid lactose, gluten and legumes, conduct allergy tests, keep to a diet low in fermentable mono-di-polysaccharides and polyols (FODMAP) and increase physical activity. If clinical improvement does not occur, there are a number of pharmacological interventions available for various subtypes of IBS. In case of constipations, it is possible to take soluble fiber (psyllium), polyethylene glycol or drugs such as lubiproston, linaclotide, plekanatide and tegacerod. In case of the diarrheal variant, in addition to classical antidiarrheal drugs (loperamide, cholestyramine), alosetron, spasmolytics, tricyclic antidepressants in low doses and non-absorbable antibiotics (rifaximin) can be used. All these drugs should be selected based on the type of patient and clinical response, with great therapeutic individualization.

Suggested exams

Where do we treat it?

Within the San Donato Group, you can find Irritable bowel syndrome (IBS)  specialists at these departments:

Are you interested in receiving the treatment?

Contact us and we will take care of you.